Особенности Российского рынка
Благодаря перестройке экономических отношений, внедрению разумного хозяйственного механизма западные страны ушли от свободного, стихийного рынка, обеспечили оптимальное сочетание рыночных отношений с государственным регулированием экономических процессов.
Таким образом,. государства с развитой рыночной экономикой встроили в свою экономику плановые начала, государственное регулирование, постоянно совершенствуя правила "экономической игры" для фирм, потребителей и государства, непосредственным образом влияя на уровень производства продукции, занятость и инфляцию.
Исследования показали, что проводимая за рубежом политика протекционизма в отношении сельского хозяйства сыграла главную роль в стимулировании роста производства всех продуктов.
С нашей точки зрения, видимо, целесообразным для экономики России будет использование индикативного способа планирования. При его методах приказы, команды, система контроля за их выполнением заменяются широкой информацией о конъюнктуре рынка, предполагаемых инвестициях государства, потребностях в рабочей силе, а также распространением других многочисленных и полезных сведений, которые помогут свободному товаропроизводителю правильно ориентироваться, принимать эффективные решения.
Развитие рыночных отношений в нашей стране столкнулось, в первую очередь, с необходимостью регулирования отношений на рынках продовольствия и сельскохозяйственного сырья в различных ее регионах.
Со времени осуществления экономической реформы в нашей стране необходимость государственного регулирования рынка продовольственных товаров и обеспечения населения необходимыми продуктами питания стала настолько очевидна и актуальна, что в последнее время был принят ряд правительственных поставлений и указов Президента РФ по данному вопросу.
Практическое осуществление задачи полного удовлетворения потребностей всех слоев населения в продуктах питания зависит не только от высоких и устойчивых темпов развития сельскохозяйственного производства, но в значительной мере и от успешной работы пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности, а также от рациональной организации розничной и оптовой торговли.
Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой уже давно и не безуспешно используют принципы государственного планирования важнейших сфер промышленного, сельскохозяйственного производства и торговли.
Так, например, Франция, в настоящий момент разрабатывает десятый пятилетний план развития производства, а Япония планирует на 20 лет вперед производство почти 2 тыс. наименований продукции.
Система государственного экономического планирования Японии включает, во-первых, долгосрочные прогнозы (горизонт разрабатываемых прогностических оценок составляет 15-20 лет; определяется общая перспектива экономического развития страны); во-вторых, среднесрочные, регулярно утверждаемые на правительственном уровне пятилетние планы и, в-третьих, годовые планы — бюджетные программы. В Японии государственные планы являются единым базовым источником экономической информации, на котором основывается промышленная политика государства и инвестиционная деятельность частного сектора.