Покупательская способность
Спрос на продукты питания определяется не только потребностью людей, но также уровнем их доходов. Потребность не регистрируется на рынке, если она не подкрепляется покупательной способностью. Многие страны и люди с низкими доходами имеют высокую потребность в продуктах питания, но не располагают денежными средствами для регистрации эффективного спроса на рынке.
Страны с высокими доходами, такие, как США, обычно отличаются очень эффективным и достаточно устойчивым спросом на продукты питания.
Обычно расходы на продовольствие не увеличиваются так же быстро, как и доходы, а потому соотношение затрат на питание и доходов снижается с ростом последних. Это закон Энгеля, названный по имени немецкого статистика, который первым обратил внимание на эту тенденцию в Европе в середине XIX века.
Так, суммарные и в расчете на душу населения расходы на продукты питания в США и странах Западной Европы росли весьма значительно. Однако поскольку доходы потребителей опережали их затраты на питание, доля потребительского дохода, затрачиваемого на продовольствие, за последние два десятилетия снизилась примерно в 1,5 раза и стала составлять не более 15-20%.
Следствие повышения доходов — это расширение круга требований, которые важны для потребителей продовольствия. При низких доходах питание является первостепенной заботой людей. При повышении доходов потребители большее значение придают качеству, разнообразию, удобству потребления, а также сервису.
Удобство потребления предполагает использование удобных пищевых продуктов, т. е. продуктов, которые уменьшают расход времени, сил и дополнительных ингредиентов при их приготовлении и потреблении.
При покупке удобных пищевых продуктов появляются благоприятные условия для повышения уровня образования, увеличение свободного времени и занятости женщин в общественном производстве.
В то же время тенденции, связанные с удобными продуктами, не следует преувеличивать. Например, в США около 40% всех видов фермерской товарной продукции поступают на рынок сбыта в свежем виде, или в так называемых малоудобных формах, таких, как, свежее мясо, молоко, яйца и т. п. в связи с повышенным вниманием людей к своему здоровью. Если доля переработанных зернопродуктов составляет свыше 90%, то переработка молока, фруктов и овощей — только 40%. Повышение доходов потребителей, занятость женщин в общественном производстве и изменение образа жизни способствовали быстрому расширению рынка продуктов питания, потребляемых вне дома, в основном, в предприятиях массового питания.
Доля потребления продуктов питания вне дома в нашей стране в соответствии с научными рекомендациями Института питания Академии медицинских наук и Всероссийского института питания должна составлять в рабочих столовых, столовых при вузах и техникумах почти половину суточной нормы, в пищеблоках детских дошкольных учреждений — 76%, а в столовых школ-интернатов и пищеблоках домов престарелых — 100% от суточной нормы потребления.
Однако фактическое потребление продуктов питания вне дома значительно ниже научно рекомендованных норм и имеет тенденцию к снижению из-за резкого повышения уровня цен, инфляции и других факторов.