Главная Карта сайта Обратная связь

Ассортимент



Наша миссия



Калейдоскоп



Новости


Покупательская способность

Спрос на продукты питания определяется не только потребностью людей, но также уровнем их доходов. Потребность не регистрируется на рынке, если она не подкрепляется покупательной способностью. Многие страны и люди с низкими доходами имеют высокую потребность в продуктах питания, но не располагают денежными средствами для регистрации эффективного спроса на рынке.

Страны с высокими доходами, такие, как США, обычно отличаются очень эффективным и достаточно устойчивым спросом на продукты питания.

Обычно расходы на продовольствие не увеличиваются так же быстро, как и доходы, а потому соотношение затрат на питание и доходов снижается с ростом последних. Это закон Энгеля, названный по имени немецкого статистика, который первым обратил внимание на эту тенденцию в Европе в середине XIX века.

Так, суммарные и в расчете на душу населения расходы на продукты питания в США и странах Западной Европы росли весьма значительно. Однако поскольку доходы потребителей опережали их затраты на питание, доля потребительского дохода, затрачиваемого на продовольствие, за последние два десятилетия снизилась примерно в 1,5 раза и стала составлять не более 15-20%.

Следствие повышения доходов — это расширение круга требований, которые важны для потребителей продовольствия. При низких доходах питание является первостепенной заботой людей. При повышении доходов потребители большее значение придают качеству, разнообразию, удобству потребления, а также сервису.

Удобство потребления предполагает использование удобных пищевых продуктов, т. е. продуктов, которые уменьшают расход времени, сил и дополнительных ингредиентов при их приготовлении и потреблении.

При покупке удобных пищевых продуктов появляются благоприятные условия для повышения уровня образования, увеличение свободного времени и занятости женщин в общественном производстве.

В то же время тенденции, связанные с удобными продуктами, не следует преувеличивать. Например, в США около 40% всех видов фермерской товарной продукции поступают на рынок сбыта в свежем виде, или в так называемых малоудобных формах, таких, как, свежее мясо, молоко, яйца и т. п. в связи с повышенным вниманием людей к своему здоровью. Если доля переработанных зернопродуктов составляет свыше 90%, то переработка молока, фруктов и овощей — только 40%. Повышение доходов потребителей, занятость женщин в общественном производстве и изменение образа жизни способствовали быстрому расширению рынка продуктов питания, потребляемых вне дома, в основном, в предприятиях массового питания.

Доля потребления продуктов питания вне дома в нашей стране в соответствии с научными рекомендациями Института питания Академии медицинских наук и Всероссийского института питания должна составлять в рабочих столовых, столовых при вузах и техникумах почти половину суточной нормы, в пищеблоках детских дошкольных учреждений — 76%, а в столовых школ-интернатов и пищеблоках домов престарелых — 100% от суточной нормы потребления.

Однако фактическое потребление продуктов питания вне дома значительно ниже научно рекомендованных норм и имеет тенденцию к снижению из-за резкого повышения уровня цен, инфляции и других факторов.

Возврат к списку