Главная Карта сайта Обратная связь

Ассортимент



Наша миссия



Калейдоскоп



Новости


Различные рыночные системы

Для централизованно-плановой экономики характерно господство государственной собственности, всеобщий диктат и контроль правительственных органов, уравнительный принцип распределения, отсутствие свободной торговли и конкуренции товаропроизводителей. При этом основным побудительным мотивом производства является выполнение плановых заданий, а роль правительства в распределении товаров не ограничена.

Если рассматривать рыночно-регулируемую и централизованно-плановую системы с позиций: что и сколько производить? как и в какой мере производить? как распределять результаты производства? — то цели и первой, и второй систем в решении поставленных задач совпадают, но методы и средства их реализации различны.

В рыночно-регулируемой системе производитель определяет, какие ресурсы и сколько будут задействовано в производстве с учетом спроса на товары и услуги. Индивидуальные потребители на основе права выбора (право покупателя) диктуют, что и сколько производить. Ресурсы применяются в соответствии с заявками индивидуальных потребителей на рынке с целью получения прибыли. При этом сам рынок определяет, что и сколько производить; как будет произведено; как будет распределено.

В централизованно-плановой системе правительство планирует производство, определяет перечень и объемы ресурсов, требуемых для этого. Ресурсы используются для того, чтобы достичь целей, поставленных планов. Не рынок, а государственные органы управления в плановых-заданиях определяют, что и сколько будет произведено, как будет произведено, как будет распределяться.

При централизованно-плановой системе из единого центра невозможно учесть разнообразие общественного производства и потребления и быстро отреагировать на их изменение. Так, за последние 20 лет плановые задания по производству 170 важнейших видов продукции, находившихся под контролем нашего государства, ни разу не были выполнены.

Централизованное, плановое хозяйствование, несмотря на многочисленные и безуспешные попытки модернизации и реформы (либерализация в доведении заданий, совершенствование методологии планирования и оценки деятельности коллектива, модели хозрасчета, внедрение нормативно-чистой продукции, бригад, КТУ, госприемки и т. д.), не обеспечивает эффективное функционирование социальных и производственных систем. Напротив, все яснее проступают характерные отрицательные черты — административный диктат, монополизм изготовителей и поставщиков, негибкость принимаемых решений, хроническое несоответствие цен и стоимости товаров и др.

Возврат к списку