Механизм функционирования рынка
На внутреннем рынке в процессе реализации товаров обеспечивается возмещение частей общественного продукта не только по стоимости, но также в натурально-вещественной форме. С развитием производства и ускорением научно-технического прогресса номенклатура потребительских стоимостей, составляющих материальное содержание товарной массы, стремительно расширяется.
Появляются десятки тысяч новых, ранее неизвестных товаров, обновляется ассортимент и расширяется количество товарных разновидностей. В этих условиях неуклонно возрастает информационная роль рынка для планомерного управления производством и реализацией товаров (учет движения товарной массы в ее вещественной форме, соответствие ее состава, территориального размещения, количества и качества многообразным индивидуальным запросам потребителей).
Рынок имеет свой специфический механизм функционирования. В его основе лежит спрос и предложение, цена, прибыль, покупательная способность, конкуренция и др. Спрос отражает общественные потребности и ограничивается размерами доходов покупателей, т. е. покупательной способности.
Взаимодействие спроса и предложения проявляется в изменении цен, которые, в свою очередь, формируются под влиянием спроса и предложения. В условиях обособленности производителей последние вступают в конкуренцию друг с другом за рынки сбыта. В результате конкуренции устанавливается соответствие между спросом и предложением, когда потребитель охотно покупает товары и производитель охотно их производит.
Развитие народного хозяйства, предприятия зависит от экономической системы. Человечеству известны следующие ее виды: чисто рыночная, рыночно-регулируемая (или смешанная), централизованно-плановая.
В чистом виде рыночная система хозяйствования в настоящее время почти не встречается. Она была характерна для времен Адама Смита.
Долгое время в большинстве стран мира основная экономическая проблема решалась в рамках рыночно-регулируемой или централизованно-плановой систем. Каждая из них характеризуется определенными признаками. Так, для рыночно-регулируемой системы характерно преобладание частной собственности, должностной свободы и свободы контрактов, ограниченная роль правительства. Причем, основным побудительным мотивом производства является получение прибыли, а основным законодателем рынка — потребитель.