Главная Карта сайта Обратная связь

Ассортимент



Наша миссия



Калейдоскоп



Новости


Емкость рынка

Большинство экономистов под емкостью рынка понимают общий объем платежеспособного спроса населения, а также спроса, предъявляемого предприятиями и организациями на товары для коллективного потребления. Однако в зависимости от уровня цен на товары при той же емкости рынка общественная потребность в товарах будет различной: при повышении цен она сократится, при снижении — увеличится.

Поэтому емкость рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые, таким образом, являются существенным элементом рынка и соответственно одним из рычагов управления происходящими на нем процессами.

Конъюнктура рынка — это складывающаяся на нем в данный момент конкретная экономическая ситуация, определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, сезонными колебаниями в спросе населения, кратковременным действием других самых различных факторов.

Условия реализации наряду с конъюнктурой включают и многие другие факторы, в частности, условия доставки товаров на рынок, состояние материально-технической базы торговли, различные организационные и правовые формы регулирования оптовой и розничной торговли и т. п. Применительно к управлению рынком можно сформулировать три следующие цели.

Первая — наиболее полное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей людей, формирование спроса населения на товары и рациональной структуры потребления.

Вторая — эффективная реализация части совокупного общественного продукта, образующейся в сфере рынка, и доведение товаров до потребителей.

Третья — постоянное поддержание динамического равновесия между спросом населения и предложением товаров. Данная цель имеет особое значение. При отсутствии этого соответствия на рынке возникают определенные противоречия между производством и потреблением, которые приводят к внутренней напряженности процесса воспроизводства, препятствующей его нормальному ходу. Поэтому достижение и постоянное поддержание во времени и пространстве соответствия по объемам и структуре между общественными потребностями и ресурсами товаров, которые общество в состоянии направить на их удовлетворение в каждый данный момент, являются одной из важнейших целей управления рынком.

В наиболее общей форме роль рынка раскрывается через его функции. Одной из важнейших функций рынка является реализация части совокупного общественного продукта, предназначенной для личного потребления, посредством которой возмещаются затраты общественного труда на его производство и обращение и тем самым обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства.

Другая функция рынка — доведение товаров до конечных потребителей. Реализуя денежные доходы в обмен на товары, население удовлетворяет свои потребности в материальных благах. Следовательно, рынок самым непосредственным образом способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.

Третьей функцией рынка является экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. Лишь в процессе обмена денег на товары на рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.

При несоответствии спроса и предложения товаров возникают затруднения в реализации денежных доходов трудящихся. В результате нарушается весь механизм распределения по труду, снижается эффективность мер по материальному стимулированию работников за высококачественный и производительный труд.

Возврат к списку