Главная Карта сайта Обратная связь

Ассортимент



Наша миссия



Калейдоскоп



Новости


Развитие товарного производства

Появление и развитие товарного производства придают товару новые, специфические черты, знаменуют крупный шаг в развитии товарного обращения. Регулярное производство части продуктов труда непосредственно для нужд обмена, увеличение объема обмена и расширение его географических рамок повлекли за собой появление рыночных отношений. Рынок как экономическая категория выражает отношения обмена, которые регулярно складываются внутри совокупности хозяйств, заранее производящих по крайней мере часть своей продукции с целью продажи.

Если на начальной стадии товарного обращения отношения товаровладельцев ограничиваются куплей-продажей в сфере обмена, то в дальнейшем общественные связи становятся глубже, охватывая непосредственно сферу производства. В этих условиях товаропроизводители не просто обменивают излишек своих продуктов на полезные для себя продукты, а заранее, непосредственно в процессе производства, стараются по возможности учесть потребности других товаропроизводителей. Частный труд каждого из них становится, таким образом, скрытообщественным трудом, необходимым звеном в совокупном общественном труде.

Установление экономической связи между производителями, удовлетворение их личных и производственных потребностей происходят лишь при посредстве рынка.

Таким образом, рынок появился вместе с возникновением товарного производства. В докапиталистических формациях продукты труда становились товарами лишь благодаря обмену, носившему случайный характер. С развитием производительных сил, разделением труда и обособлением производителей как собственников производство приобретало товарный характер, т. е. продукт труда уже создавался как для удовлетворения личных потребностей, так и для обмена на рынке. При капиталистическом способе производства товарное хозяйство стало господствующим. Все элементы, образующие производительный капитал (орудия и предметы труда, рабочая сила), поступают при капитализме с товарного рынка и при его посредстве непрерывно обновляются.

Рынок стихийно уравновешивает производство товаров, услуг и объем, структуру общественных потребностей.

Через рынок опосредствуются все экономические связи, кругооборот капитала, процесс воспроизводства. Рынок определяет уровень цен на товарную продукцию и тем самым регулирует объем и структуру производства.

До последнего времени на социалистическом внутреннем рынке в планомерной форме развивались экономические отношения на основе распределения и перераспределения потребляемой части общественного продукта, его реализации путем обмена денежных доходов населения на товары. Поскольку эти отношения принимали товарно-денежную форму, то наличие денежного и товарного оборота представляло собой непременное условие функционирования внутреннего рынка.

Рынок, как было отмечено выше, есть сфера проявления отношений между производителями и потребителями товаров, с одной стороны, и между стоимостью и потребительной стоимостью товаров — с другой. В отношениях между производителями и потребителями выражаются специфические экономические интересы каждого из них, которые характеризуются не только определенной согласованностью, но и противоречивостью. Аналогичным образом обстоит дело и с отношениями между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

Разрешение этих неантагонистических противоречий находит свое выражение в акте купли-продажи товаров. Поэтому рынок выступает и в качестве своеобразного инструмента согласования интересов сферы производства и сферы потребления.

Общественное воспроизводство в условиях рыночных отношений обслуживается рынками товаров и услуг, рабочей силы, капиталов, золота и ссудных капиталов.

Возврат к списку