Главная Карта сайта Обратная связь

Ассортимент



Наша миссия



Калейдоскоп



Новости


Социально-экономическое содержание рынка продовольственных товаров

Осуществляемая в нашей стране радикальная экономическая реформа исходит из признания роли рынка, необходимости перехода к экономическим методам управления и создания на этой основе современного эффективного механизма хозяйствования.

Вопрос о рынке в нашем обществе стал особенно актуальным в последние годы в связи с поисками путей повышения эффективности общественного производства и необходимостью наиболее полного использования товарно-денежных отношений.

Признание существования при социализме товарного производства в то же время игнорировало рынок как общую форму реализации отношений собственности. Это привело к искажениям в экономике, общественной жизни, сознании. Руководящие органы монополизировали все функции контроля и распределения товарной продукции.

Согласно требованиям централизованного управления была создана иерархическая структура производства. На начальном этапе, когда цели были еще относительно легко достижимы, а уровень развития техники невысок, система централизованного управления еще могла приносить достаточно высокие результаты.

Усложнение производственных процессов в результате технического развития потребовало углубления общественного разделения труда, а условием достижения конечных целей стала согласованность действий все большего числа участников процессов производства. Именно это и выявило неэффективность административно-командной системы.

Что такое рынок? В западной экономической литературе получила распространение формулировка Вернера Зомбарта, который в своем труде "Современный капитализм" пишет: "Под рынком мы будем понимать совокупность значительного числа меновых актов, связанных между собой. Таким образом, не всякая встреча спроса с предложением уже образует рынок. Случайные и независящие друг от друга акты здесь исключаются". Но из этого определения не видно экономического существа рынка. Оно говорит только о внешнем проявлении рынка в виде актов купли-продажи.

Другой крупный экономист А. Туган-Барановский в книге "Периодические промышленные кризисы" дает такое определение: "Совокупность пунктов сбыта товара называется его рынком". Это уже чисто географическое, территориальное определение рынка.

В марксистской литературе имеется дефипиция академика С. Варги: "Под рынком мы понимаем совокупность всех переплетающихся между собой актов купли-продажи, в итоге которых продукты - товары от производителя доходят до окончательного потребителя". Но и здесь, по существу, рынок сводится к актам купли-продажи.

Несколько иное определение рынка принадлежит известному экономисту Л. А. Леонтьеву: "В марксистском смысле слова рынок — это совокупность условий, при которых происходит реализация общественного продукта, его составных частей". Это определение повторяет ряд современных авторов, пишущих о рынке и реализации. Однако, думается, что оно отражает только количественную сторону рынка, так как условия реализации — это количественные соотношения частей общественного продукта по стоимости и натурально-вещественной форме. Рынок — не только условие реализации, но прежде всего сам процесс реализации, процесс, имеющий определенное экономическое содержание.

Возврат к списку